Прощание с Мюнхеном

«До свидания, Мюнхен. Я завидую живущему в нем трудовому народу, жизнь здесь не то, что в расслабленной и уютной Ницце. Действительно, это господа своей жизни — трудной, целесообразной, честной, созидательной. В Германии гармония видна во всем: в бережном отношении к природе, в самоуважении к труду, в чистоте, в умении праздновать, в истинном почитании Творца.»

«Госграница Франции, попав в эту страну, обязательно стоит посетить город Ниццу. По радио идет передача финального матча Европы по футболу Германия — Чехия. Слышен многоголосый хор болельщиков, знакомый энергетический хор единения немцев. Переход пуст. Французские пограничники смотрят финал Европейского первенства.»

«Испания! Страна Сервантеса и Гойи, Веласкеса и Эль-Греко, Пласидо Доминго и Хулио Иглесиаса, Боффила и Гауди. Грязноватая, жуликоватая и прекрасная своей изумительной пластичной архитектурой, своей райской природой, своей загадочной восточной душой. Каталонцы светлоглазые, светловолосые.» Барселона — невероятно, сказочно красивый город. После него даже Париж выглядит серой провинцией. Средневековый центр. Ровные кварталы XIX века. Олимпийский комплекс. Отсюда звучал известный гимн испанской олимпиады «Барселона». Но самый характерный, впечатляющий период — модерн. «Что удивительно — этот стиль родился как бы из ничего, прожил двадцать-тридцать лет и умер. И породил невероятный всплеск человеческого гения, прошел по всему миру. То, что мы называем «русским модерном» или «испанским», на самом деле не было достоянием одной страны. Оно, как чума, пронеслось по всему миру. Модерн — вершина рукотворного мастерства, дальше пошла уже техника. А там отпечаток души человека. Сегодня нет такого единого всемирного направления.»

«Старые столицы лучше сохранялись, потому что цивилизация переходила на следующую столицу. Все финансы — и королевские, и современные, направляются на ее развитие. А с точки зрения архитектуры и искусства старые столицы сохраняют свое качество, как и Старая Ницца. Например. Краков. То же и Барселона.» Музей Миро. Здесь проекты выдающихся архитекторов современности: планы, фасады, фотографии реализованных объектов. Абстрактные работы Миро — живопись, гобелен, скульптура. Механический фонтан, в котором вода заменена серебристой тяжелой жидкостью, похожей на ртуть. «Павильон Мисс ван дер Роэ — прекрасный пример, как можно малыми, скромными средствами достичь величественного эффекта.

09.04.2014